Герб

Администрация
Черемшанского сельсовета
Тюменцевского района Алтайского края

Реализация конституционного права граждан на обращения

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема надлежащего исполнения органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства о порядке рассмотрении обращений граждан.

Согласно ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Из практики рассмотрения обращений граждан в прокуратуре района следует, что, зачастую, не получив ответа на свое обращение в государственный орган либо орган местного самоуправления, либо получив ответ с нарушением сроков рассмотрение, гражданин вынужден идти в прокуратуру, работники которой силой официального принуждения истребуют эту же информацию у тех же чиновников. В результате страдает как сам заявитель в силу затянувшегося срока получения ответа, так и авторитет органов власти.

Изменению ситуации способствовало бы знание ключевых положений закона, посвященного реализации права граждан на обращение – ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как должностными лицами, так как и гражданами:

обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

– представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

– уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

– принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

– дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение не дается в случае, если:

– не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

– в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

– оно не поддается прочтению;

– повторного обращения по одним и тем же доводам. Так, в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Кроме обязанности должностных лиц органов местного самоуправления дать в установленный срок письменный ответ заявителю, руководителем орган либо уполномоченным им лицом осуществляется личный прием заявителей, на котором рассматриваются устные обращения граждан.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений и описанных выше.

Ответственность за нарушение указанного порядка рассмотрения граждан предусмотрена ст.5.59 КоАП РФ. Возбуждение дел об административном правонарушении по данной статье относится к компетенции прокуратуры.

В случае нарушения права на обращение граждане вправе обратиться в прокуратуру района с соответствующим заявлением.

Заместитель прокурора района

юрист 1 класса                                                                                      Е.Н. Шишов