Герб

Администрация
Черемшанского сельсовета
Тюменцевского района Алтайского края

О защите прав предпринимателей

Прокуратурой Алтайского края  меры прокурорского реагирования принимались для  устранения административных барьеров, нарушений их прав при получении государственных и муниципальных услуг, при оплате по государственным и муниципальным контрактам, при организации органами контроля всех уровней в отношении хозяйствующих субъектов мероприятий по контролю.

В сфере финансовой поддержки субъектов предпринимательства по результатам рассмотрения представления прокуратуры края, внесенного в апреле этого года начальнику Управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, некоммерческой организацией микрокредитной компанией «Алтайский фонд микрозаймов» прекращена незаконная практика взимания с предпринимателей платы в размере 5 тыс. руб. за услуги осмотра предлагаемого в залог объекта недвижимого имущества, а также направления немотивированных ответов по заявкам хозяйствующих субъектов о предоставлении займов.

Нарушения прав хозяйствующих субъектов допускаются муниципалитетами при предоставлении услуг в земельной и градостроительной сферах.

Так, прокурором города Барнаула по результатам рассмотрения заявления юридического лица установлено, что заявка хозяйствующего субъекта об изменении вида разрешенного использования земельного участка при наличии положительного заключения о его соответствии требованиям технических регламентов не рассматривалась муниципалитетом более 6 месяцев. Права юридического лица восстановлены после рассмотрения представления прокурора города.

По постановлению прокурора Советского района к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ в текущем году привлечен начальник Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Советского района. Основанием для прокурорского реагирования стало нарушение процедуры и сроков рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка для животноводства без проведения торгов.

Применение мер прокурорского реагирования потребовалось для утверждения на территории всех муниципальных образований края перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, обязанность по утверждению которого предусмотрена Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Вмешательство прокуратуры края требовалось в ситуации с осуществлением юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам в городе Рубцовске, где городской администрацией с 2016 года не проводились конкурсные процедуры на право осуществления таких перевозок. По результатам прокурорской проверки  возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

На постоянном контроле прокуратуры края вопрос надзор за соблюдением прав предпринимателей на своевременную оплату муниципальными и государственными  заказчиками обязательств по исполненным ими  государственным и муниципальным контрактам.

Ежемесячно информация в разрезе каждого контракта направляется в прокуратуру края.

На практике вносятся представления в администрации муниципальных образований по имеющейся задолженности. Изучаются проекты бюджетов муниципальных образований, вносятся отрицательные заключения на проекты бюджетов по фактам не включения в них расходов на оплату задолженности по конкретным контрактам.

Прокуратура района обладает правом правотворческой инициативы и при обращении предпринимателей по фактам не расчета с ними бюджетных учреждений может инициировать внесение изменений в бюджет муниципального образования.

Бюджетным кодексом предусмотрено, что бюджетные учреждения могут заключать контракты только в размере доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, т.е. в пределах предусмотренных бюджетом и сметами сумм.

При заключении контрактов сверх доведенных лимитов, т.е. не обеспеченных расходной частью бюджета, руководителю учреждений несут ответственность по статье 15.15.10 КоАП РФ – штраф от 20 до 50 тыс. руб. В нашем районе к такой ответственности прокуратурой района привлекалась директор МКОУ Ключевская СОШ.

За нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом предусмотрена административная ответственность по ст. 7.32.5 КоАП РФ – штраф от тридцати до 50 тыс. руб. В нашем районе в текущем году к такой ответственности прокуратурой района привлекался руководитель администрации района.

По краю более 700 нарушений выявлено прокурорами в деятельности органов контроля всех уровней при организации ими проверок предпринимателей, в том числе факты проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства вопреки требованиям ст.26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По постановлению прокурора Волчихинского района решением суда должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ по факту проведения года плановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса.

Органами регионального государственного контроля (надзора) допускались нарушения порядка организации проверочных мероприятий.

Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края  в приказах не указывались правовые основания проведения внеплановых проверок, в приказах Государственной инспекции Алтайского края,  Управления Алтайского края по государственному  регулированию цен и тарифов отсутствовало указание на обязательные требования, подлежащие проверке, у хозяйствующих субъектов повторно истребовались документы, которые ранее были представлены хозяйствующим субъектом и уже имелись в распоряжении органов надзора, в приказах Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не был указан реестровый номер функции, вид государственного контроля, нарушался представленный законом срок для истребования документов в рамках документарных проверок.

Ненадлежащим образом Государственной инспекцией Алтайского края и Управлением Алтайского края по государственному  регулированию цен и тарифов реализовались полномочия по выдаче предостережений о недопустимости нарушения законодательства при наличии оснований для этого, не во всех случаях качественно проводились предварительные проверки доводов обращений. Кроме того, Государственной инспекцией Алтайского края практиковалось проведение 2 и более проверок по 1 обращению.

Нарушения требований законодательства устранены по результатам рассмотрения представлений прокуратуры края.

Ежегодно прокуратурой проверяется обоснованность включения проверок в планы проверок органов контроля на следующий год, исключаются необоснованные проверки.

Сводный план проверок хозяйствующих субъектов на 2019 г. сформирован с учетом риск-ориентированного подхода к определению субъектов проверок, при котором выбор их периодичности зависит от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных требований. Это позволит сосредоточить внимание контролеров на проверке наиболее опасных объектов.

Проверки 2019 года пройдут уже без учета «надзорных каникул» для предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса, в отношении которых в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки не проводились в 2016-2018 годах.

В настоящее время по поручению Президента РФ в Государственную Думу внесен проект закона, продлевающий «Надзорные каникулы».

Вне зависимости от времени принятия этого закона (как до 2019 года, так и в течение 2019 года) с вступлением его в законную силу органами прокуратуры края весь сформированный план подвергнется ревизии и из него будут исключены не подлежащие плановым проверкам субъекты.

В этом году из предложенных органами контроля всех уровней (а это 28 органов государственного и регионального контроля и 76 органов муниципального контроля) по краю почти 7000 плановых проверок в связи с ошибками было исключено более полутора тысяч мероприятий по контролю.

Наибольшее количество ошибок допущено органами контроля в текущем году при указании сроков проведения проверок. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ общий срок для плановых проверок 20 рабочих дней, а для малого бизнеса – 50 часов в год, для микропредприятий – 15 часов.

Среди ошибок, допущенных органами муниципального контроля можно выделить следующие: неверный ИНН и ОГРН проверяемого лица, неверное наименование, адрес, прекращение деятельности проверяемым лицом или его ликвидация по решению налогового органа, отсутствие согласований планов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора.

Одним из правовых инструментов в предотвращении незаконных внеплановых мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является реализация органами прокуратуры полномочий по согласованию заявлений органов контроля о проведении внеплановых выездных проверок.

За истекший период 2018 года в крае рассмотрено более 400 заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о согласовании проведения таких проверок. В 40% случаев в проведении проверок отказано.

Чаще всех обращаются за согласованием внеплановых выездных проверок органы Роспотребнадзора (по фактам пищевых отравлений граждан), органы пожарного надзора, а также региональные органы жилищного и экологического надзоров.

Основной причиной отказа в согласовании органами прокуратуры заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых выездных проверок является отсутствие оснований для их проведения, в том числе когда прилагаемые обращения граждан имеют признаки анонимности (указаны только фамилия заявителя и отсутствует адрес, либо обращение представлено как коллективное без указания конкретного автора), либо когда обращение поступило в форме электронного документа без прохождения его автором процедуры идентификации или аутентификации.

Достаточно часто органам контроля отказывают в согласовании проведения проверок в связи с некачественно организованными предварительными проверками.

Согласно ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Этим правилом ряд органов контроля пренебрегают, не истребуя сведения до начала процедуры согласования.

Кроме того, в ряде случаев приложенные органами контроля к заявлениям материалы не содержали данных, указывающих на субьект проверки (например, в жалобе гражданин указывал о незаконных действиях одного юридического лица, а в распоряжении о проведении проверки указано другое), распоряжения (приказы) о проведении внеплановых проверок содержали требования о предоставлении проверяемыми лицами излишних документов, таких как официальные издания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в определенной сфере, копии лицензий, выписки из реестров, акты предыдущих проверок либо данные статистической отчетности, которые либо уже были в распоряжении контролирующего органа, либо могли быть получены в результате межведомственного взаимодействия.

В ряде случаев причиной отказа в согласовании внеплановых проверок являются совпадающие предметы проверки органов контроля (например проверки перевозчиков органами ГИБДД и Ространснадзора, управляющих организаций – Роспотребнадзором и Государственной инспекцией края в рамках жилищного надзора и лицензионного контроля), либо отсутствие у органа соответствующих полномочий на проверку (к примеру проверка органом регионального строительного надзора фактов препятствий в пользовании земельным участком, что отнесено к компетенции органа государственного земельного надзора).

В каком случае отсутствуют основания для проверок: примеры

Управлению Росреестра по Алтайскому краю и Управлению Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отказано в проведении пяти проверок в отношении хозяйствующих субъектов в связи с указанием в материалах о согласовании мероприятий по контролю данных о нарушении земельного законодательства, установленных более чем за три месяца до даты обращения с заявлениями о согласовании проверок и при отсутствии сведений в материалах о продолжающихся нарушениях.

Управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю отказано в согласовании проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя в связи с  неверным избранием основания для проведения проверки – п.п.«а» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ (угроза причинения вреда здоровью граждан), тогда как контрольное мероприятие инициировалось с целью проведения проверки соблюдения требований к маркировке товара (п.п. «г» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ).

При наличии сведений о фактах  причинения вреда здоровью гражданам, подтвержденных медицинскими документами, Сибирским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии необоснованно инициировалась проверка по п.п. «а» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ в связи с угрозой причинения вреда здоровью граждан. Этому же органу надзора отказано в согласовании проверки в отношении ПО «Барнаульская горэлектросеть», поскольку из представленных документов, следовало, что нарушение требований законодательства допущено иным юридическим лицом – ООО «Барнаульская сетевая компания».

Несоблюдение установленных Федеральным законом №294-ФЗ требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки (пп.3 ч.11 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ) также является довольно распространенным основанием для отказа в согласовании проверки.

Не во всех распоряжениях органов контроля (надзора) о проведении выездных проверок срок их проведения соответствовал сроку проведения мероприятий по контролю (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии).

Отсутствие в приказах о проведении внеплановых выездных проверок юридических лиц конкретизации обязательных требований, подлежащих проверке, послужило основанием для отказа прокуратурой края в согласовании проверок Управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю,  Государственной инспекции Алтайского края, правовых оснований проведения проверок – Управлению Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управлению Росреестра по Алтайскому краю.

Южно-Сибирским Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора в распоряжениях о проведении проверок указывались реквизиты проверочных листов, которые подлежат применению только при проведении плановых мероприятий по контролю.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края вопреки требованиям п.8 ст.15 Федерального закона № 294-ФЗ в приказах о проведении проверок на юридических лиц возлагалась обязанность предоставить документы о государственной регистрации права собственности, имеющиеся в распоряжении других органов контроля, которые должны быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

Не всеми органами контроля обеспечена профилактическая  направленность своей   работы.

Принятие программ профилактики нарушений обязательных требований органами муниципального контроля и размещение ими на официальных сайтах перечней обязательных требований, подлежащих проверке, в текущем полугодии практически по всем районам  сопровождалось мерами прокурорского реагирования.

 

 

Прокурор

Тюменцевского района

Алтайского края                                                                             А.В. Старченко